Нейрокомпьютинг и его применения в экономике и бизнесе

         

Метод Кинцеля. Уничтожение фрустрированных связей.


"Ложная память" имеет интересный нетривиальный смысл и в случае использования других правил обучения, минимизирующих энергию нейронных сетей.

Одно из них было предложено в 1985 году Кинцелем, который основывал свои рассуждения на реальном наблюдении, согласно которому у ребенка в первые несколько лет жизни отмирает большое число синапсов, хотя именно в это время он учится и усваивает огромное количество информации (Kinzel, 1985). Подобное явление подсказало Кинцелю следующий метод обучения. Возьмем полностью неорганизованную сеть нейронов

с нулевыми порогами и связями, величины которых имеют Гауссово распределение с нулевым средним, и ликвидируем в ней все фрустрированные в векторах памяти соединения. То есть для всех запоминаемых векторов
обнуляются все связи, для которых
. В результате получается сеть, в которой все состояния кодируемые векторами
, очевидно, будут стационарными.

Требование нефрустрированности каждой связи для всех запоминаемых векторов, конечно, очень сильное. Для слабо коррелированных образов приходится уничтожать так много межнейронных соединений, что в полученной слабосвязанной сети почти все состояния оказываются стабильными, т.е. появляется большое число "ложных" образов. (Если нейроны вообще не связаны -

, то все возможные состояния сети стационарны). Положение улучшается, если запоминаемые векторы коррелированы друг с другом. Количество стационарных состояний при этом уменьшается, что было продемонстрировано Кинцелем в ходе компьютерного моделирования. Тем не менее, полное число стационарных состояний не может быть уменьшено до набора запоминаемых векторов. Минимальная память в этой сети представляет собой все возможные комбинации векторов минимального базиса, за исключением тех из них, в которых коррелируют состояния нейронов, антикоррелирующие в запоминаемых векторах. Сеть с такой минимальной памятью может быть получена с помощью простой модификации

метода уничтожения фрустрированных связей, который стартует с сети, у которой величины всех синаптических связей положительны и равны между собой, и не уничтожает, а инвертирует знак связи, фрустрированной во всех запоминаемых состояний. В примере, иллюстрируемом приводимым ниже рисунком,


Рис. 5.5.  Слева - состояния, запоминаемые в сети Кинцеля . Справа - "ложные" образы

в сети из 168 нейронов, организованных в двумерную структуру, запоминаются три образа: (ТФ__) (ТФА_) и (__АК). "Ложными" образами для сети с минимальной памятью будут при этом: пустое поле (____); (__А_); (___К) и их негативы. Невозможно раздельное появление в образе памяти (Т___) и (_Ф__), так как им соответствует один вектор минимального базиса. Невозможно также появление стационарного состояния (ТФ_К), так как в заучиваемых образах присутствие (ТФ__) исключает присутствие (___К) и наоборот.



Содержание раздела